Американская компания Lockheed Martin завершила первый этап испытаний истребителя-бомбардировщика F —35 Lightning II JSF (Joint Strike Fighter) или «Молния». К концу 2009 г. «все 19 опытных самолетов будут построены и летные испытания пойдут быстрее» и в 2014 г. его должны поставить на вооружение. Руководитель проекта F-35, вице-президент компании Lockheed Martin Том Бербейдж хвастливо заявляет, что с приобретением этого истребителя Израиль может не опасаться продажи Сирии и Ирану российских зенитно-ракетных комплексов С-300, для уничтожения которых он и проектировался. По его словам, компьютерное моделирование показало, что в бою российская «трехсотка» проигрывает американской «Молнии». Дело в том, что этот истребитель имеет новейшие противорадиолокационные и помехозащитные системы, с помощью которых он сможет вовремя обнаруживать «трехсотки», подавлять радиолокационные станции и уничтожать их. Один из главных козырей нового самолета – «невидимость» за счет использования технологии «стелс». Не исключено, что как F —22, так и F —35 «обкатают» в боевых условиях на тех же «странах-изгоях», чтобы на деле проверить заявленную изготовителями эффективность. Согласно утверждениям его изготовителей, «Благодаря своим мощнейшим двигателям и превосходству в режиме “стэлс” по аэродинамике над истребителями 4-го поколения, у F-35 по сравнению с ними “беспрецендентное превосходство в радиусе ведения боя. Сегодня преобладают бои на большой дистанции, где F-35 обладает возможностями раннего определения цели и ее уничтожения еще до его начала”». Отличие истребителя 5-го поколения от 4-го в его способности, по мнению авиационных экспертов, в его малозаметности, «тесном взаимодействии с наземными и воздушными командными пунктами, космическими аппаратами, способности не только передавать тактическую обстановку, но и иметь глобальную систему управления информацией». Оснащены такие машины новейшим оптическим, инфракрасным, лазерным и радиолокационным оборудованием и высокоточным управляемым оружием с лазерным наведением, обеспечивающим высокую степень поражения противника и живучесть самой «пятерки». Напомним, что F —35 является совместным проектом США с Великобританией, а также Турцией, Нидерландами, Канадой, Австралией, Данией и Норвегией. Таким образом, в ближайшие годы «тяжелый» истребитель F —22 и «легкий» истребитель-бомбардировщик F —35 заменят самолеты 4-го поколения, составляющие основу американского летного парка, в том числе знаменитые F —15, F —16 и F —18. Главным недостатком истребителей «пятого поколения» является их цена, доходящая в разных модификациях до 300–500 млн долларов за машину. Это происходит из-за использования в их конструкции дорогостоящих материалов и авионики. Стоит заметить, что главный участник проекта F —35 – американцы – держат его в строжайшем секрете. Настолько строгом, что они не подпускают к его тонкостям ближайших союзников и «подельников» англичан и австралийцев. Это вызвало у них такое возмущение, что они решили вообще отказаться от его покупки. В чем-то F-35 даже превосходит F-22, от которого «Молния» заимствовала многие технологические решения. Так, на первый будет установлен более современный, чем у F —22, двигатель Pratt & Whitney JSF119-611. Кроме того, «Молния» лучше оснащена авионикой и автоматизированными системами, чем F-22, причем объем программ управления на нем почти в пять раз превосходит аналогичные показатели «Рэптора». Что же может противопоставить этому Россия? В своём комментарии «Правде.Ру» эксперт российского Минобороны, пожелавший остаться неизвестным, заявил: «Ничего, кроме модификаций “4+”, модернизированных старых машин, которым “подкручиванием гаек увеличили срок службы. У нас немало разработок истребителей пятого поколения, однако все они находятся на „бумаге“. Наша авиация с 2000 г. получила лишь несколько истребителей 4-го поколения”». Что касается «новинки» российской ПВО С-400, то пока их насчитывается всего два дивизиона, что не хватит для надежного прикрытия даже такой страны как Сербия, не говоря уже об огромной России. Впрочем, пока F —35 далек от своего завершения, что наглядно продемонстрировали имевшие в конце августа 2008 г. имитационные компьютерные бои, проведенные американцами между F-35A с Су-30МК и Су-35. Их итоги были неутешительны для Вашингтона: «Молнии» 5-го поколения наголову были разгромлены «красными» истребителями поколения «4++». По словам представителя Либеральной партии Австралии Денниса Дженсена, «красные побили F-35 как пингвинов». Однако отправлять F —35 «на свалку» не стали: самолет только проходит испытания, по итогам которых все «минусы» будут устранены. Немало дефектов было и у F —22, которые за время испытаний удалось убрать. Казалось бы, на стороне «четверок» оказались факты: по максимальной скорости F —35 пока уступает всем современным «сушкам» 1830 км/ч против – 2125 км/ч у Су-30; 2500 км/ч у Су-35, Су-37 и Су-47, а также 2400 км/ч у МиГ-35. По дальности полета F —35 cо своими 2200 км решительно уступает российским «четверкам»: против 3000 км у МиГ-35, 3300 км у Су-35 и Су-47, 3500 км у Су-30 и 4000 км у Су-37. В то же время, американская «пятерка» значительно уступает российским истребителям по скороподъемности со своими 12 км в минуту. Так, этот показатель у них колеблется от 13,8 км в минуту у Су-30 до 19,5 км в минуту у Су-35. Небольшое превосходство F —35 имеет лишь по практическому потолку применения: 19200 метров против 17500 метров у Су-30 и МиГ-35, 18000 метров у Су-35, Су-37 и Су-47. Однако F —35 во многом выигрывает по маневренности, обусловленной не только размерами и использованными при изготовлении новейшими материалами, но и сравнительно легким весом пустой машины. Так у «Молнии» он составляет всего 10–11 тонн по сравнению с 12,7 тоннами у МиГ-35; 16,38 тоннами у Су-30, 18,4 тоннами у Су-35 и 18,5 тоннами у Су-37 и 25,67 тоннами у Су-47. Однако легкий вес повлечет за собой другие издержки: например, подъем «полезной массы» или боевой нагрузки, по которому F —35 отстает от ряда конкурентов. Это одна из причин слабости его вооружения. По мнению американских экспертов, после троекратного увеличения количества их ракет «пингвины» победят «сухих» с разгромным счетом 4:1. А что же Россия? Реакция российских производителей авиационной техники на появление у потенциального противника качественно новых самолетов была предельно сдержанной. Общий её тон сводится к тому, что якобы имеющиеся на вооружении российских ВВС истребители «ничем не уступают американским новинкам». И пока мы только раздумываем над созданием совместно с индусами своего истребителя 5-го поколения Т-50 ПАК ФА, который разрабатывается компанией «Сухой». Его разработчики обещают, что это будет самолет с «высочайшей маневренностью, сверхзвуковой крейсерской скоростью, дальним радиусом действия и высокими защитными свойствами». Иностранные эксперты полагают, что он станет достойным соперником F-35. Однако что касается F —22, то тут дело сложнее. О развитии этого проекта думали мучительно долго: российско-индийское соглашение было заключено в 2007 г., то есть через пять лет после сделанного Россией предложения. И почему-то всё это время мы ждали милостивого согласия Дели, как будто без него мы не «умели летать». Доводы об «отсутствии денег», применимые к ельцинскому времени, смехотворны: с 2000 г. цены на нефть резко пошли вверх и заявленная на создание сумма в 10 млрд долларов не являлась для нас такой уж «неподъемной». Но мы 5 лет терпеливо ждали окончания испытаний новейших американских «орлов» и «молний», пока индусы, несомненно, являющиеся главными новаторами в производстве авиационной техники в мире, наконец внесут в проект свои 5 млрд долларов. Однако хлопать в ладоши и кричать «ура» «гению российской конструкторской мысли» не стоит. В задачи F-35, в отличие от F —22, завоевание господства в воздухе не входит. Это скорее фронтовой истребитель-бомбардировщик, созданный во многом для подавления ПВО противника с тем расчетом, что в бою его прикроет «Рэптор». Подобный «тандем» сулит нам большие неприятности, поскольку российские истребители 4-го поколения не в состоянии бороться на равных против малозаметного и зачастую более маневренного и более «зрячего противника». По оценкам международных экспертов, кроме российского истребителя Су-37 и отчасти Су-47, имеющим схожие по мощности с F —35 двигатели, а также соизмеримую маневренность и более мощное вооружение, ни одна из существующих сегодня машин 4-го поколения не может конкурировать в воздухе с американскими «пятерками». Но и эти преимущества сводятся на нет отсутствием у «сушек» технологии «стелс». И количество Су-37 и Су-47 сегодня измеряется единицами, которые в глобальном конфликте не способны изменить ситуацию. А мы продолжаем с гордостью говорить о том, что наш самолет 5-го поколения заткнет за пояс все американские достижения. Но для этого Москва должна решить кадровые и технологические проблемы своей «оборонки», которая не готова даже к серийному выпуску подобной продукции. В противном случае мы не только потеряем высокодоходный оружейный рынок, но и рискуем столкнуться с куда более серьезными проблемами по обеспечению собственной безопасности.
|